Вагонка, евровагонка и вагонка-штиль: характеристики, отличия

Вагонка — один из самых недорогих и популярных материалов, используемых для внутренней и наружной отделки. Разнообразие её видов позволяет подбирать варианты по сорту, цене и эстетике, породе древесины, размерам и профилю. Характеристики определяют, насколько красиво будет выглядеть облицовка, а также степень устойчивости материала к деформациям при эксплуатации в условиях повышенной влажности и температуры.

Из каких пород дерева делают вагонку

Все виды вагонки изготавливают из хвойных или лиственных пород. Это могут быть недорогие ель, сосна, лиственница, осина, ольха, липа и более редкие и ценные — алтайский или канадский кедр, дуб, абаши, махагон, меранти. Цена может различаться в несколько раз. Например, вагонка из липы стоит примерно 1500 рублей за кв.м, а из махагона — около 4500 рублей за кв.м.

Какие сорта вагонки существуют

Цена зависит не только от породы древесины, но и от её качества: наличия, количества и критичности пороков. Исходя из этого, по европейскому стандарту DIN и национальному ГОСТ выделяют три основных сорта:

  • А — доска может иметь здоровые сучки, засмолки и мелкие смоляные кармашки, торцовые трещины, небольшие глазки;
  • В — допустимы выпадающие сучки среднего размера, трещины по всей длине пласти, крень, мелкая червоточина и светлая синева;
  • C — допустимы сучки разных видов и сколы в их зоне, синева, дефекты обработки, обзол.

В продаже есть бессучковая «Экстра», «Оптима», «Прима» и промежуточные варианты АВ и ВС-сортировки. Требования к качеству такой доски устанавливает производитель, работающий по собственным техническим условиям.

Виды вагонки

Вагонка — общее название. В линейку входит несколько видов доски, которые объединяет пазогребневое соединение «шип-паз».

clip885.jpg

Основные виды: традиционная вагонка, евровагонка и вагонка-штиль. К разновидностям относят доску в шпунт и в четверть, «американку», которую монтируют исключительно на горизонтальных поверхностях, блок-хаус и «финку».

Особенности традиционной вагонки

У простой вагонки классический замок и гладкая внешняя и внутренняя поверхность без профилирования. Это дает возможность укладывать её любой стороной. Глубина паза до 6 мм, поэтому соединение нельзя считать очень надежным.

Когда древесина под влиянием внешних факторов разбухает или усыхает, облицовка часто начинает «гулять». Доски деформируются, расходятся, выгибаются и вырываются из обшивки. Это характерно для парной или неотапливаемой, открытой веранды, террасы. Проблемы провоцирует в том числе отсутствие компенсационной выборки на внутренней стороне, а также повышенная влажность самой вагонки, доходящая до 20-25%. Помочь сможет только переборка облицовки, монтаж, при котором шип вставляется в паз на ¾ и защитная обработка, снижающая водопоглощение.

Характеристики евровагонки

clip887.jpg

Вагонка с европрофилем имеет улучшенную геометрию. Длина шипа у нее 8-9 мм, толщина самой доски до 16 мм. Благодаря увеличенной глубине пазогребневое соединение более надежно.

Особенность евровагонки — своеобразная «полочка», которую создает длинный шип. За счет него заметен стык между досками, что придает обшивке оригинальный вид.

Материал проходит камерную сушку, поэтому меньше деформируется. Выборки на внутренней стороне обеспечивают вентиляцию, снижают риск переувлажнения и деформаций при естественных процессах регулирования влажности. Облицовку не вспучивает и не рвет. Кроме того, профилировка уменьшает вероятность появления грибка.

В зависимости от обработки фаски на лицевой стороне евровагонку можно разделить на два подвида:

  • Софтлайн. Фаска имеет закругленную грань. У стыка аккуратный вид, а саму грань сложно повредить.
  • Стандарт. Фаска снята под углом 350. Стык классический, цена ниже, чем софтлайн.

Стоимость определяет не только геометрия, но и толщина доски — чем тоньше, тем дешевле. Как правило, толщина более дорогого софтлайна порядка 16 мм.

Основные отличия вагонки-штиль

clip886.jpg

Вагонка-штиль близка по размерам к европрофилю. Глубина паза около 8 мм, толщина доски — 12,5-14 мм, а ширина может варьироваться в пределах 90-150 мм. Цена аналогична софтлайн.

У вагонки-штиль есть выборки на внутренней стороне, обеспечивающие вентиляцию, предупреждающие переувлажнение и поражение микроорганизмами. Ключевое отличие от евровагонки в геометрии профиля. У этого материала нет «полочки», поэтому стык менее заметен, а соединение более герметично.

Отдельно о премиум-материалах: это вагонка из дорогих пород с профилированной внешней поверхностью. Рельеф может быть разным, например, под волну с мягким переходом. Такая доска идет на эксклюзивную отделку.

Промышленная защитная обработка вагонки

Вагонка всех видов может быть изготовлена из натуральной или специально обработанной древесины. Чаще всего её подвергают термообработке. Это увеличивает стоимость и улучшает свойства материала.

Термообработанная вагонка в несколько раз устойчивее к гниению, поражению плесенью и грибком. Благодаря уплотненной структуре древесина практически не впитывает воду. Это важно для отделки помещений с повышенной влажностью.

Реже встречается импрегнированная вагонка с повышенной водонепроницаемостью, устойчивостью к гниению и развитию грибка. Ей сложно придавать нужный оттенок при декоративной обработке, так как импрегнация придает доске коричневый или зеленоватый цвет.

Обработка вагонки для защиты и декоративного эффекта

Вагонку, евровагонку и вагонку-штиль используют для обшивки фасадов, балконов, веранд, террас, стен и потолков в доме, бане и сауне. Как любой материал из натуральной древесины, она требует защиты от внешних факторов.

Для обработки применяют алкидные лаки на органическом растворителе, краски, пропитки и составы на основе растительных масел.

Алкидные лаки — не лучший вариант. Древесина склонна к пожелтению. Лаки ускоряют этот процесс, покрытие темнеет под солнечными лучами. В результате обшивка приобретает рыжеватый оттенок, а если вагонкой обшиты стены и потолок, то появляется ощущение «коробки».

Краска со временем начинает трескаться и шелушиться. Как и в случае с лаками, покрытие нужно полностью снимать перед перекрашиванием.

Составы на основе натуральных масел не дают таких побочных эффектов. Они равномерно проникают в структуру древесины, придают поверхности гидрофобные свойства, имеют разнообразную цветовую палитру и легко обновляются. Компания OSMO предлагает широкий ассортимент продуктов для наружных и внутренних работ:

  • Фасадные масла с УФ-фильтрами UV-Schutz-Öl и биозащитой Holzschutz Öl-Lasur. Создают лессирующие или бесцветные покрытия, препятствующие посерению древесины и появлению грибка.
  • Укрывистая краска для наружных работ Landhausfarbe. Уменьшает риск разбухания и усушки вагонки, формирует водоотталкивающее, стойкое к солнечным лучам непрозрачное покрытие с яркими цветами.
  • Тонирующие и интенсивно окрашивающие масло-воски Dekorwachs для внутренней отделки. Подходят для потолков и стен в любых помещениях, включая ванную, душевую и комнату отдыха в сауне, защищают от влаги и плесени.
  • Бесцветное масло для вагонки из твердых пород Klarwachs. Обладает водоотталкивающими свойствами и хорошо проникает в плотную структуру дерева, рекомендовано для доски из махагона, меранти.
  • Антисептик Holz-Imprägnierung WR для наружных работ. Защищает доску от гниения, переувлажнения, усушки, деформаций, а также от поражения грибками и плесенью.

Чтобы подчеркнуть текстуру и придать облицовке состаренный вид, перед покраской вагонку можно брашировать.

Защита одинаково нужна вагонке как из натуральной, так и из термообработанной древесины. Последнюю покрывают маслами с UV-фильтрами, не допускающими выгорания цвета, потери благородного вида и водоотталкивающих свойств.